Главная » Статьи » Мои статьи |
Социальные сироты - дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях. Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, преобладает пониженное настроение, развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, тормозится интеллектуальное развитие. Поэтому в детских домах необходимо проводить различные мероприятия по социализации. Важно готовить детей жить и воспитываться в семье, к самостоятельной взрослой жизни, создавать социально-педагогическую среду, обеспечивающую условия жизнедеятельности воспитанников, приближённые к семейным. Какие существуют способы решения столь трагического социального явления? Традиционно выделяют следующие пути решения проблемы: стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе; возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи; создание системы социальной поддержки семьи; возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций; реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей сирот; совершенствование системы устройства детей-сирот. Со стороны детских домов и интернатных учреждений главная функция - передача детей-сирот в семьи. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья. В детских домах, интернатах способствует благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи программа «Школа приемных родителей». Программа помогает кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей; формирует у слушателей школы основы правовых знаний, особенности психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков; готовит слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, дает знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка. В конце работы школы выдаются свидетельства о прохождении курса обучения. Передав ребенка в семью прошедшую курс можно быть более уверенным, что ребенку будет в ней комфортно и ребенка не вернут обратно в интернат из-за каких-либо проблем. Наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но, если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс. Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики, включающей в себя следующие направления: укрепление института семьи, организация системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот, научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства, стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, социальная поддержка семьи, реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, совершенствование системы устройства детей-сирот. Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного подхода, поскольку проблемы в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. Одна из самых актуальных это отсутствие квалифицированных кадров, ведь специалист может столкнуться с подростками-правонарушителями, родителями-алкоголиками. Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт. Для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами. Социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей, бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям. Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается жестокому обращению. Число таких семей значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав. По статистике в 2015 году лишено родительских прав 33 400 человек. Семьям, в которых есть угроза социального сиротства необходимо помогать, то есть оказывать поддержку тем родителям, которые готовы встать на путь исправления и восстановления семьи. Ведь одна из главных задач - по возможности не лишать людей родительских прав, а приложить все усилия, чтобы дети оставались со своими родными. И надо надеяться, что эта деятельность приведёт к положительному результату, а не наоборот. Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации. Требует усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических материалов. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства. Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.
Литература
| |
Просмотров: 245 | |
Всего комментариев: 0 | |