Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема социального сиротства: профилактика и способы преодоления негативной тенденции.

Социальные сироты - дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях. Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство.

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, преобладает пониженное настроение, развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, тормозится интеллектуальное развитие. Поэтому в детских домах необходимо проводить различные мероприятия по социализации. Важно готовить детей жить и воспитываться в семье, к самостоятельной взрослой жизни, создавать социально-педагогическую среду, обеспечивающую условия жизнедеятельности воспитанников, приближённые к семейным.

Какие существуют способы решения столь трагического социального явления? Традиционно выделяют следующие пути решения проблемы: стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе; возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи; создание системы социальной поддержки семьи; возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций; реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей сирот; совершенствование системы устройства детей-сирот.

Со стороны детских домов и интернатных учреждений главная функция - передача детей-сирот в семьи. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья. В детских домах, интернатах способствует благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи программа «Школа приемных родителей». Программа помогает кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей; формирует у слушателей школы основы правовых знаний, особенности психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков; готовит слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, дает знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка. В конце работы школы выдаются свидетельства о прохождении курса обучения. Передав ребенка в семью прошедшую курс можно быть более уверенным, что ребенку будет в ней комфортно и ребенка не вернут обратно в интернат из-за каких-либо проблем.

Наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но, если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс.

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики, включающей в себя следующие направления: укрепление института семьи, организация системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот, научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства, стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, социальная поддержка семьи, реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного подхода, поскольку проблемы в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. Одна из самых актуальных это отсутствие квалифицированных кадров, ведь специалист может столкнуться с подростками-правонарушителями, родителями-алкоголиками. Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт. Для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей, бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается жестокому обращению.

Число таких семей значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав. По статистике в 2015 году лишено родительских прав 33 400 человек. Семьям, в которых есть угроза социального сиротства необходимо помогать, то есть оказывать поддержку тем родителям, которые готовы встать на путь исправления и восстановления семьи. Ведь одна из главных задач - по возможности не лишать людей родительских прав, а приложить все усилия, чтобы дети оставались со своими родными. И надо надеяться, что эта деятельность приведёт к положительному результату, а не наоборот.

Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации.

Требует усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период.

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических материалов. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

 

Литература

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.
  2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.
  3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.
  4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.
  5. Балтийский федеральный университет им. И. Канта. Проблема социального сиротства и пути ее решения. 2010.
Категория: Мои статьи | Добавил: ДД1 (15.12.2017)
Просмотров: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar